ЕЩЕ ОДИН ФАКТ В ПОЛЬЗУ СО, ДР, НЕПРИВИТОСТИ И РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Пятнадцать лет назад, отвергнув проторенные большинством пути и в мучительных сомнениях нащупывая новые, я стала белой вороной и огребла кучу оскорблений от дражайших родственничков и разного рода знакомых. Домашние роды, отказ от прививок, отказ от посещения детсада и школы – все это вызывало страшную агрессию в мой адрес. Мне было очень тяжело, но с Божьей помощью и поддержкой мужа удалось продержаться и не сойти с выбранного пути.
Прошли годы, и появились первые результаты. Самым главным, было, пожалуй, исчезновение страха и неуверенности. Да, рожаю дома, не прививаю, в сад и школу не вожу, и небо от этого на голову не падает! Потом подоспели и детские достижения. Хвастаться, перечисляя, не хочу, кое о чем уже писала ранее в ЖЖ.
Но дело даже не в конкретных победах и навыках. Моей целью было вырастить из каждого моего ребенка сильного человека, способного самостоятельно мыслить, справляться с трудностями, ставить себе высокие цели и достигать их. Способного жить по принципу: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!»
Сегодня я получила еще одно осязаемое, фактическое доказательство, что кое-что в этом плане мне удалось. В рамках подготовки ко взрослой жизни с неизбежными стрессами и необходимостью их успешного преодоления 15-летняя дочь посетила один интересный семинар, где прошла тест, определяющий психологическую устойчивость в экстремальных ситуациях. Так вот – она вошла в число показавших самые лучшие результаты! А большинство группы на семинаре составляли взрослые серьезные мужики. Кому интересно подробнее, вот ссылка: https://vk.com/wall-55333015_19315
А я-то все эти годы боялась, как бы постоянные стрессы в семье не подорвали психику моим детям, причем дочери особо сильно в плане нервотрепки досталось. А «добрые родственнички» и вовсе предрекали, что они у меня психопатами станут из-за того, что ни в садик, ни в школу не ходили.
Да, сразу оговорюсь, что семья наша в плане наследственности не блещет здоровьем, талантами и способностями, мы выходцы из рабоче-крестьянской среды, так что дело не в хороших генах абсолютно. Мои дети не схватывают все на лету, учиться им довольно трудно порой.

ТАК ЛИ СТРАШНО НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ?

Сразу оговорюсь, что целью данного поста не является оправдание разного рода неадекватных людей, издевающихся над своими близкими. И провокационное название – просто желание противопоставить кое-какие факты и мысли современной ювенальной истерии по поводу недопустимости вообще какого-либо принуждения, ведущей, в конечном итоге, к запрету воспитания (хотя точнее будет использовать другой оттенок смысла этого слова и сказать, что это ведет к воспитанию в ребенке разнузданности, безволия и безответственности).
Поводом к этому посту стала фраза мужа по поводу головной боли у детей: «Когда у меня в детстве болела голова и я жаловался, мне давали по ж… и говорили – Иди, спи!»
Современные детозащитники с промытыми ювенальными постулатами мозгами наверняка пришли бы в ужас и потребовали немедленного отобрания ребенка, мотивируя это угрозой здоровью и жизни. Что бы в таком случае из него выросло, неизвестно. Но в те годы (конец 70-х – начало 80-х) о ювенальной юстиции и правах ребенка никто не слышал, так что «несчастный» мальчик остался в родной семье, «пренебрегающей его потребностями». И вырос в мужчину, не сказать, чтобы абсолютно идеального во всех отношениях, но выделяющегося на общем фоне своей ответственностью по отношению к семье. А еще способностью перешагивать через обывательские стереотипы, выражающейся, например, в открытии собственного бизнеса и принятии идеи семейного образования детей. Я столкнулась только с одним явно заметным негативным последствием «авторитарного» воспитания – он не любит деревню и терпеть не может работу в огороде, поскольку в детстве его в этом плане явно непосильно перегрузили.
Таким образом, получается, что ребенок, «подвергавшийся семейному насилию», вырос вполне себе социализированным человеком, много трудящимся, заботящимся о семье, не совершающим каких-либо асоциальных поступков. Аналогичная ситуация была и с моим отцом, который всю жизнь сохранял очень хорошие отношения со своим отчимом, что в детстве порол его до кровавых полос на заднице. Но помимо этого было еще и совместное обустройство дома, в результате чего мой отец усвоил на всю жизнь массу полезных умений, и походы в лес, и вытаскивание из разных ситуаций, в которые попадал хулиганистый мальчишка (типа заблуждания в лесу и попадания в милицию).
Да, кстати, и мой муж, и мой отец получили высшее образование.
К чему все это я веду – к тому, что современная практика отобрания детей «за насилие в семье» лишает наше общество многих достойных граждан, в которых те могли бы вырасти. А для защиты детей от реальных злоупотреблений вполне достаточно Уголовного Кодекса, где соответствующие статьи предусматривают наказание именно за реально опасное для жизни и здоровья насилие.
П.С.: Полагаю, что воспитание с помощью ремня и крика вполне адекватно существующему на данный момент состоянию общества, где, чего греха таить, «человек человеку волк». Согласна, это не есть хорошо. Но альтернатива в виде детдома или тоталитарного вмешательства в семью, ведущего к отказу от деторождения или пофигизму к детям, которые уже «не твои», - еще хуже.
Тем не менее, мир не статичен, он меняется, и если в обществе будут нарастать позитивные тенденции, выражающиеся в повышении уровня культуры и образования, социальной защищенности и снижении конкурентности, подобные методы рано или поздно сами постепенно отомрут, как почти исчезли, к примеру, убийства новорожденных и браки по принуждению, столь распространенные в прежние исторические эпохи.

Да здравствует семейное образование!

Некоторые события привели к разрушению очередных стереотипов. Итак, пункт 1. Моя дочь (которой в прошлом месяце исполнилось 15 лет) получила аттестат о среднем 11-летнем образовании. В школу она ни дня не ходила, и 11 лет жизни на получение данной бумажки не убила. Аттестат абсолютно ничем не отличается от такового у тех, кто оттрубил за партой 11 лет, "как положено". Да здравствует семейное образование! Пункт 2. Недавно она вышла на работу, заменяя ушедшую в отпуск сотрудницу (взрослую тетю с высшим образованием). Это деятельность секретаря-менеджера по работе с клиентами, принимать заказы, обзванивать, решая текущие вопросы, создавать в 1С первичные документы типа накладных и счетов-фактур. Пару дней на вхождение в курс дела - и вполне себе полноценный сотрудник, справляется со всем, что приходится делать. Ну и бесценный жизненный опыт копится. Это к вопросу о социализации семейников. В общем, в очередной (и который уже!) раз порадовалась, что не сдала детей в систему.

ПЛЯЖНЫЙ ОТДЫХ, ИЛИ КОШМАР МОЕГО ДЕТСТВА

Кончается зима, и многие уже строят планы поездок на юга. Впереди такие манящие и вожделенные море, солнце, пляж. А если взглянуть на них глазами ребенка, которого тащат туда, не спрашивая, а нужно ли ему все это? Но ни у кого и мысль не шевельнется задаться таким вопросом, ведь в обывательском сознании четко засел догмат о сумасшедшей полезности всего вышеперечисленного для здоровья, да и навеянное поп-культурой желание приобщиться хоть ненадолго к «красивой жизни» с блаженным ничегонеделанием никто не отменял.
Вот только глазами ребенка все видится иначе. Один из самых страшных кошмаров моего детства – поездки на юг. Черноморское побережье, Крым. Переполненные поезда, пляжи, рестораны и раздраженные всем этим родители. Жестокое солнце, безжалостно жгущее лучами с раскаленного неба. Но и не менее раскаленный песок тоже не дает прохлады. Хорошо хоть теплое море с его волнами, камешками и ракушками смягчает ситуацию.
Но впереди еще целый день пляжа, и тебе никуда не деться из этого палящего ада. Кругом распластанные почти голые тела. Им, наверное, хорошо. Они рады, что находятся здесь и наслаждаются жарой и ничегонеделанием. И только ты чувствуешь себя неправильной и ненормальной – ведь родители объяснили тебе, что поездка на юг – величайшее благо, доступное далеко не каждому, а тебе вот повезло, и ты должна радоваться и веселиться, и еще обязана чувствовать себя благодарной. Мне даже в голову не приходило тогда усомниться в этом, и, уж тем более, заявить, что я не хочу на юг.
Но вместо этого ты ощущаешь лишь мучения от жары и скуки, а позже еще и от солнечных ожогов. Глаза болят и слезятся, в голове тяжесть и звон, хочется уйти куда-нибудь, где прохлада и зелень, где можно заняться чем-нибудь интересным или хотя бы почитать книгу.
Лишь пара экскурсий за долгое время «отдыха» немного скрашивают жизнь. Там, в теплых краях, есть на что посмотреть. Но это почти никому не нужно и не интересно. Равнодушные курортники скользят равнодушными взглядами по природным красотам и памятникам истории. Фотографируют, чтобы похвастаться знакомым, как круто они отдохнули.
Лишь вечером, когда спадает жара и не надо идти на пляж, получается, наконец, заметить, что тут не так уж все и плохо и даже красиво. Но мысль о том, что завтра опять на пляж, не дает расслабиться.
С тех пор, как я стала взрослой и начала сама решать, что мне делать, я ни разу не загорала на пляже.

СПб, МУЗЕЙ «АТЫ-БАТЫ»

На каникулах свозила старшего сына в Питер в один мало кому известный музей. Он открылся всего несколько месяцев назад, и пока совсем небольшой:
https://vk.com/muzey_ab Интерактивный военно-исторический музей.
Музей находится в центре города, на Социалистической улице, куда недалеко добираться от нескольких станций метро. Занимает он пока 2 небольшие комнаты, но экспонаты весьма интересны. К тому же, в отличие от большинства музеев, на них можно не только смотреть. Все можно потрогать, померить, сфотографироваться с оружием и в форме без дополнительной оплаты.
Цены весьма демократичны. Есть скидки многодетным и прочим льготным категориям. Индивидуальная экскурсия на 1,5 часа стоит 500 руб. И она просто великолепна!
Вообще музей отличается очень домашней атмосферой. Крайне доброжелательные сотрудники, никаких злобных агрессивных к детям смотрителей нет и в помине. Музей создан энтузиастами, неравнодушными людьми, искренне увлеченными. И это чувствуется. Экскурсию проводил директор музея, сыну очень понравилось, да и мне тоже.
Речь шла об истории русской армии, начиная с эпохи войны 1812 года до настоящего времени. Рассказ сопровождался демонстрацией оружия, формы, предметов быта солдат и офицеров. Все это можно было взять в руки и как следует рассмотреть. Никакого сухого формализма, все живо, ярко, образно и увлекательно. Мы узнали много нового!

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ОЧЕНЬ УДАЧНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ СЕРИАЛ

В связи с каникулами и обилием свободного времени решила подобрать сыну интересные материалы по истории древнего мира. Совершенно случайно наткнулась на замечательный документальный сериал: «Древний Египет: великое открытие»
https://dostup.website/http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3629132

Фильм 1: Поиски Тутанхамона / The Search for Tutankhamun
Фильм 2: Проклятье Тутанхамона / The Curse of Tutankhamun
Фильм 3: Фараон и Циркач / The Pharaoh & The Showman
Фильм 4: Храм из песка / The Temple of the Sands
Фильм 5: Тайна Розетского камня / The Mystery of the Rosetta Stone
Фильм 6: Тайны Иероглифов / The Secrets of the Hieroglyphs


Сериал рассказывает, как люди открывали древнеегипетскую цивилизацию. Это несколько захватывающих эпизодов научных открытий в области археологии и лингвистики. Помимо собственно фактов о Древнем Египте интересно показывается сам процесс деятельности ученых.
Снято увлекательно и динамично, сын смотрел с удовольствием. К тому же фильмы очень красивы, с хорошим музыкальным сопровождением.

ЖИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АИШ ПОЛИТЕХ

Уже несколько лет я безуспешно пыталась найти для дочери хорошего преподавателя по информатике. И только этим летом я узнала про Академию Информатики для Школьников при Политехе.
Многое приятно удивило:
- вменяемые цены с большими скидками для многодетных (сей час 30 %)
- удобно добираться (питерцам на метро, всего 3-5 минут пешком от «Политехнической», из Всеволожска на электричке до Кушелевки и 10 минут на трамвае или маршрутке)
- огромный выбор занятий на все вкусы и потребности (информатика, математика, дизайн, программирование, создание сайтов, робототехника)
- превосходная организация (деканат работает выше всяких похвал, как по телефону, так и при личном посещении: вежливо и терпеливо разъясняют все нюансы и стараются помочь каждому подобрать для себя удобное время занятий, перезванивают, как только появляется место в желаемой группе; вся информация об успеваемости ребенка на каждом занятии доступна на сайте АИШ)
- на каждый семестр выдается солидное учебное пособие на бумаге с теоретическим материалом и домашними заданиями, весь учебный материал также есть на сайте.
Ну и напоследок отзывы моих детей:
Миша, 10 лет, курс «Информационная культура»: Было интересно. Понравилось рисовать в Paint и делать программы. Еще хорошо, что маленькая группа. Было приятно общаться с этими детьми.
Марьяша, 14 лет, курс «Информатика»: Очень хорошая учительница. Объясняла понятно и доступно. Не было ни страха, ни напряжения от того, что что-то сделаешь не так, даже у доски. Почти на каждом занятии писали разные проверочные работы, но это не напрягало.
Она же, курс «Сетевые технологии 1-й семестр»: Понравилось собирать компьютер. Еще подобрался забавный коллектив. Ну и учительница тоже очень хорошая, с ней интересно.

ПРО ФАНТАСТИКУ

В далекие 90-е, когда все то, во что я верила в детстве, было ниспровергнуто и втоптано в грязь, когда люди, которых я искренне уважала и считала честными и порядочными, начали выкидывать совершенно непредставимые вещи – ударились кто в безудержное стяжательство, кто в разврат, кто в оккультизм, мне было очень плохо. Тогда я еще не пришла к Богу, и моя обездоленная душа бесцельно и безнадежно томилась на развалинах прежнего мира.
Но нашлось то, что помогло мне удержаться от падения в пропасть смертного греха и отчаяния. А мысли такие были, надо сказать. Как ни странно, меня спасли книги, а именно фантастика. Из серой и безысходной меркантильной реальности она уводила в мир, где по-прежнему были ценны дружба и бескорыстие, верность и героизм. А еще – жажда познания и открытия новых миров.
Это был чудесный оазис в бесплодной пустыне детективов, женских романов и эротики, воспевающих низменные человеческие страсти и животные инстинкты. Подобно путеводной звезде, эти книги привели меня туда, где я смогла услышать и найти Бога.
Кое-кто удивляется, как можно быть православным человеком и любить фантастику, особенно космическую. Но, по-моему, достаточно просто поднять глаза к звездному небу, чтобы понять – Господь сотворил для нас огромную и прекрасную Вселенную, мы же, вместо того, чтобы творить красоту, устанавливать справедливость, бороться со страданиями, прекратить войны и лететь к звездам, безжалостно грыземся друг с другом в конкурентной борьбе за все уменьшающееся количество благ на маленьком и загаженном нами земном шарике.

ЖИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ГЕОЛОГИЯ В АНИЧКОВОМ

Я жалею только об одном – что не записала детей на занятия в Аничков дворец раньше. Высочайший уровень образования и совершенно бесплатно – это просто какая-то фантастика!
Десятилетний сын посещает программу «Занимательная геология». На занятиях дается обширный теоретический материал в области геологии, палеонтологии, химии, причем на хорошем таком уровне. Я сначала удивилась сложности, там и геологические периоды, и таблица Менделеева, и строение атома. Даже подумала, что ребенок многое не понимает, но, побеседовав с ним, убедилась, что он прекрасно овладел этими знаниями. Пройденное постоянно закрепляется в игровой форме, в тестах, кроссвордах. Дети регулярно выступают с докладами.
Помимо теоретической подготовки есть и практическая деятельность: для начала они выращивали кристаллы из соли и алюминиевых квасцов.
А еще там есть такая замечательная вещь, как полевые выезды. Дети под руководством преподавателей выезжают на природу в интересные с геологической точки зрения места Ленинградской области. Сын был в полном восторге, когда нашел и привез домой окаменелости доисторических животных.
Единственный минус – далеко добираться из Всеволожска. Тем не менее, сын не прогулял ни одного занятия! Он у меня малость ленивый товарищ, но пропускать не хочет категорически. Говорит, очень здорово там.

ЦОДИВ: альтернативы нет?

Опишу историю общения с ЦОДИВОМ моей старшей дочери.
С одной стороны, надо признать, что на данный момент ЦОДИВ является практически единственным местом, предоставляющим адекватные условия для аттестаций детей на семейном образовании. Под адекватными я понимаю разумные цены и отсутствие унизительного контроля типа сдачи под наблюдением веб-камеры и требований писать всякие ВПР и прочие работы, призванные вообще-то проверять не школьников, а качество работы школ.

С другой стороны, в отношении выпускников (9 и 11 классы) политику ЦОДИВА адекватной не назовешь, так как в этих классах осуществляется принуждение к переходу на более дорогие очно-заочную или заочную формы обучения. Мотивируется это якобы тем, что в последнее время появились дети-семейники, которым родители не дают нормального образования, в результате они проваливают экзамены и портят рейтинг школе.

Я не спорю, таковые встречаются среди семейников, хотя среди очных школьников их на порядок больше. Меня смущает другое. Вот существует такое понятие - «презумпция невиновности», принятое как аксиома во всех цивилизованных обществах. Оно подразумевает, что любой человек априори считается «белым и пушистым», пока четко и аргументированно не доказано обратное. Почему же ЦОДИВ относится ко всем детям как к потенциально неуспевающим ученикам?

Даже если поставить задачу обезопасить себя от роняющих рейтинг двоечников, можно это сделать более адекватно. Например, в конце 8 и 10 классов попросить учеников написать очные работы по русскому и математике – обязательным предметам на ОГЭ и ЕГЭ.

Далее, ЦОДИВ лишил учеников возможности сдавать за один учебный год 8-9 или 10-11 классы. Причем лишил без предупреждения об этом заранее, выложив изменения на своем сайте летом, во время каникул. В результате многие, вернувшись из летних отпусков, были неприятно удивлены и расстроены крушением своих планов.

Конкретно наша семья оплатила 10 класс дочери в конце мая 2017 года. В письме в ЦОДИВ тогда же было упомянуто, что мы планируем сдавать 10 и 11 классы за один учебный год. Так никто и не подумал предупредить нас о грядуших изменениях. А если бы предупредили, мы бы уж как-нибудь напряглись и изыскали средства для оплаты и 11 класса заодно.

Мы были серьезно озабочены происходящим, так как очень хотели поскорее закончить школу, чтобы, во-первых, обезопасить ребенка от внезапных безумных инициатив Минобра, во-вторых, получить год после школы для спокойной подготовки к поступлению в ВУЗ. Дочь выбрала такие специальности, на которые требуется сдавать профильную математику и физику, а это очень сложные экзамены, требующие серьезной подготовки.

В конечном итоге нам пришлось срочно, в течение сентября-октября закрывать 10 и 11 классы на семейной форме и забирать личное дело. И все это время жить в стрессе от того, как ребенка встретят в школе, куда она попытается оформиться для сдачи сочинения и ЕГЭ и получения аттестата.

Мы забрали личное дело, и на следующий день дочь пошла в школу, где учатся ее знакомые. Директора на месте не оказалось, ей посоветовали сходить в комитет по образованию. Оттуда позвонили директору, и договорились о встрече сегодня утром. Утром дочь пошла на встречу с директором, понесла личное дело и прочие документы, и, о, чудо, ее приняли. Никаких неодобрительных реплик по поводу семейного образования и возраста (ей 14 лет) в ее адрес не последовало.

Дочь все эти вопросы решила сама, без моей помощи. Школа, в которую ее взяли, не то, что не по месту прописки, но даже не по месту жительства находится. А вот ЕГЭ они сдают в школе рядом с нашим домом!